РАССКАЗЫ СТАРОВЕРОВ
Был я однажды, в командировке, в отдалённых местностях. Заблудились мы как-то и только через три дня вышли к людям. Почти отчаявшись…И попали в одну глухую деревню, даже не в деревню – хутор, скорее всего, на 5 домов. Где – говорить было нам не велено. И повстречал я там древнего-предревнего старца, с которым был допущен поговорить.
О многом говорили. Такого ясного ума – в жизни не встречал. И зашла речь о грамотности. А, надо сказать, на хуторе этом – ни света, ни радио, ни школы – нет абсолютно ничего. Только лица у всех, особенно у детей, просветлённые, а глаза ясные и с хитринками. Лучистые глаза. И у стариков – почти такие же. И запомнил я ту историю, что мне старик рассказал. А, по возвращении я записал её. Что с удивлением отметил про себя,так это то, что я стал иначе относиться к словам и к действительно великому нашему русскому языку…Этому и посвящена моя история. Милости прошу….
Рассказ старца Матвея
(я как мог пытался передать колорит его речи)
….Давно это было, очень давно было…. Так давно, что, может, и вовсе этого не было… Только сказка ложь, да в ней намёк –добрым молодцам Урок. А было это в те стародавние времена, когда на Руси Богатыри и Мудрые старцы жили. Такие мудрые, что не чета теперешним. А мудры были оттого, что Слово почитали, да Слова мудрёные понимать могли.
А слова-то те нездешние были. От слуг и помощников самого Бога, Сварога, значица. Да…. Слуги Его, однажды, с неба на Землю русскую ступили .. из колесниц небесных вышли. И стали они везде осматриваться, везде смотреть – как тут внуки божьи на земле русской живут, что поделывают и как оне обустроились тута. Особливо их детки малые интересовали. Старые люди бают, что так они за детками приглядывали, так тетешкались, что прямо с рук их не спускали.
И то сказать – всё они руками своими их обласкивали, к сердцу прижимали, по головкам гладили. А детки-то то ж, поди, не без сердца – к слугам божьим сами тянутся, в глаза смотрят, ушки на макушке – слушают и всё запоминают. И не плачут совсем. И повсюду ходили за ними. Даже в колесницах божьих не раз бывали. И стали замечать старцы наши, что кой через како время детки наши стали молчаливы, но до всего понятливы. Особливо до слуг господних. Те только взглянут на кого из мальцов, как тот стремглав бежит куда надо и делает что им надобно.
Чудно это показалось старцам. Допрос учинили мальцам – что да как. А те – как немтыри вдруг стали. Словно не с ними говорят. Видать, что понятие имеют, даже плачут, где надобно, но слова враз будто позабывали. Молчат.
И пошли старцы к слугам божьим. И стали речь с ними держать. Так мол и так – что с мальцами вы умудрили? Тут и заговорили слуги божьи. Да так чудно, что ни в сказке сказать, ни пером описать. То ж, как и мальцы наши. Говорят, а губ не разжимают. У рыбы тоже слов нет, так та хоть рот разевает. А эти рта не разевают, а их слышно. Прямо в голове! Чудны твои дела, Боже наш. И услышали тогда старцы, что детки наши сподобились без слов теперь обходиться, а те слова, что с малолетства знали – почти все улетучились. Вот и молчат они. И ещё они сказали, что детки наши шибко умными оказались. Смышлёные они стали и всё понимают. Только сказать не могут. Навроде, как собаки наши.
И сказали они, что умные детки наши опять станут, как были. Только ждать им надо. А чего ждать надо – того не сказали. Долго ли, коротко ли то было, но многое слуги Сварога старцам поведали. И про мир рассказали и про устройство Земли и про устройство небес тоже сказывали. А, главное, научили и поведали ворожбу чудную делать. И ворожба такая была, что ежели кто слово какое когда скажет –можно сделать так, что и через 100 веков слово его сохранится и кому надо в уши попадёт.
И другую ворожбу поведали – про то, чтоб никакой завет теперь вовек нипочём не потерялся. Чудно это было. Не поверили старцы, а слуги им и говорят: «Нам не верите, тогда детям своим потом поверите». Ладно. Долго или коротко то было, нам теперь неведомо. Но, засобирались слуги Сварога обратно, на Небо.
Прощаться пришли. И, напослед, подарочек оставили. А подарочек тот прост, да неказист с виду. Старцы даже обиделись поначалу. Хотя виду не показали. И то сказать, надрали слуги эти лыка берёзового в лесу и угольями по лыку тому черты и резы сделали. Что в этом проку –старцы не поняли, а те - и не сказали. Токмо на детишек наших всё смотрели да смотрели.
Да… И улетели они к Сварогу, на небеса-то. А мы все туточки, на земле своей родимой остались. Однако, жисть с той поры совсем переменилась. И года не прошло, как заговорили наши немтыри, да так, что не остановить их никак. И про всё они говорят, про всё знают, будто годков им стало в пять раз более.
А потом вдруг говорят, словно сговорились, – а где, поди ты, подарочек тот, что слуги Сварога нам оставили? Чудно! Про него и забыли уж. А он, вдруг, мальцам понадобился. Спрашивают их старцы: А почто энтот подарок вам? А они ответствуют: «То не нам энтот подарок, а вам. Мы то его знаем, то Буквица называется».
Чудные дела – чудные слова. Принесли это лыко мальцам, а они враз стали пальцами в лыко тыкать и мычать на все лады. Старцы подумали, что мальцы умом тронулись. А мальцы тем временем натешились и стали на черты и резы пальцами казать, да голосами звуки разны издавать. И на каждый рез – свой звук.
Аще про кажный рез свою историю рассказывать. Словно не угольная чёрточка это, а толи изба с людьми, толи история про жизнь чью то.
Долго это продолжалось – пока не поняли старцы ворожбы. Оказалось – в черты эти и резы спрятать можно всё что угодно, про всё им рассказать и про всё то заново узнать. И назвали ту ворожбу – грамотой, а черты и резы на бересте –буковами. И с той поры на Руси великой не стало людей, что грамоте не обучены были.
Так то вот.
А грамота на бересте тоже не простая оказалась. Прадеды прадедов моих дедов её сохранили. Так она не гниёт с тех пор и не выцветает. Словно не углём на ней писано, словно и сама она– не из бересты сделана. Чудные дела божьи. Как великую святыню ту грамоту в тайне сохраняют. Только верным и сметливым открывает она тайны великие. Те, кто видел, говорили, что промеж буков они картинки видели… и голоса тож.
Чудные голоса, нездешние. Аще – песни грамота буквенная поёт. И те, кто видел её – враз певцами русскими становятся, стихи да песни народные слагают, на гуслях мастера играть становятся. А другие, что послушали гусляров, – те волшебными богатырями становились.
Грамота та вовек была на Русь отдана, и никому другому служить не должна. И потому на Руси никогда богатыри не выводились. И то сказать у них завсегда было дело святое – грамоту буквенную, заветную охранять.
А вороги наши, как про волшебную грамоту прознали – стали всё делать, чтобы украсть её для себя. Ты думаешь, ворогам земля наша Русская так уж нужна? Да, правда, за земли наши вольные вороги завсегда в стаи сбивались и забрать её хотели. Только поняли скоро и вороги наши, что настоящая сила народа русского – не в булатах и конях добрых. А в грамотности нашей. Что вороги не удумают – на всё в грамотке ответ есть.
Аще – тот, кто грамотен – тот предков спросить может: «Так мол и так – вот такую злобу вороги задумали!» А предки им в ответ– Было это уже. Было. Так и так то делать надо, чтобы супостатов одолеть. Аще – грамота враз всех оповещает и всех доброму действу учит. Словно учитель. Ничего не упускает. То другая ворожба, заветная, делается. Как – секрет великий. Вот ворогам русским завсегда от ворот - поворот!
Как и говорили слуги Сварога – волшебный то подарок был – Буквица.
И беречь его надо – пуще глазу и сердца. Дороже злата и хлеба она! Ежели мы, русские, грамотность свою потеряем – то всё враз потеряем.
Понял ты меня, малец?